Date
LеdyBlog.ru
Женский журнал

Анбоксинг или Открытый Показ

автор:
Леди Ирина

Худые пальцы с обгрызенными ногтями вертят коробку с новым смартфоном. Голос за кадром здоровается: «Привет, я Маша!» Но кроме имени и скверного маникюра о Маше мы ничего не узнаем. Это рассказ о коробке. Она набита стандартными аксессуарами: проводами, зарядным устройством, наушниками — ну и, собственно, телефоном. Пальцы держат ее бережно, как золотой слиток. «Картон шершавый, приятный на ощупь… Вы даже не представляете, НАСКОЛЬКО приятный!» -Маша тяжело дышит. Она гладит коробку как домашнего любимца. Потом срывает скотч. Раскладывает содержимое на столе. Извлекает наушники, диск. Аккуратно разматывает проводки. Достает телефон и долго крутит его в руках. Взвешивает («Он совсем легкий!»), пробует эргономику («В ладони лежит удобно, как влитой»). Наконец, включает. Запись обрывается. Продолжительность ролика — 5 минут. На YouTube его посмотрели 4300 раз.

ЧТО ВНУТРИ

Анбоксинг (от англ. unboxing — распаковка) — новое увлечение, которому предаются сотни тысяч пользователей интернета по всему миру. Оно появилось лет пять назад, когда Сеть стала общедоступной, а фото- и видеокамеры начали встраивать даже в зажигалки. Гики («люди чрезмерно увлеченные высокими технологиями») снимали гаджеты и показывали другим гикам. Геймеры потрошили коллекционные издания игр, чтобы другие геймеры им завидовали.

[ad#adsense1]

Сегодня только YouTube покажет вам 266 ООО видео (стоит забить в поиске «unbox»), авторы которых деликатно откупоривают или яростно раскурочивают упаковку самых разных товаров. Часть записана профи: работниками интернет-магазинов, промоутерами, журналистами, которые первыми получают технические новинки (один такой, американец Эндрю Эдвардс, за четыре года снял больше 50 сюжетов и открыл специальный интернет-канал UnboxingLive). Но большинство роликов с прилюдной распаковкой создали простые пользователи. Картинка в них зачастую нечеткая, камера дрожит, монтажа нет. Люди вскрывают типовые, часто очень недорогие покупки. Коробки с туфлями, духи, помады, игрушки, даже продукты питания. При этом они охают и причмокивают. Демонстрируют детский восторг. Подолгу шуршат целлофаном, разговаривают с вещами и своими потенциальными зрителями.

ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО

Тысячи снимают распаковку на видео. Следят за ними миллионы. Запись, в которой на свет извлекают флакон туалетной воды, депилятор или даже спички, может набрать 200 просмотров, а может — 2 ООО ООО.

Зачем глазеть на то, как кто-то щупает и дербанит бытовой прибор, если можно сходить в магазин и получить полную информацию — в том числе тактильную?
«Примерно по той же причине пользуется успехом «Дом- 2» и другие риалити-шоу, — говорит семейный психолог Ирина Баранова. — Важен момент подглядывания: как живут другие люди? как они делают самые простые вещи? Медленное, постепенное раскрытие приобретения создает эффект чего-то необычного».

Чтобы проверить эту гипотезу, психолог и коуч Алина Моисеева по нашей просьбе провела эксперимент: посмотрела 30 роликов про анбокс наушников, игровых приставок и программного обеспечения. При этом она наблюдала как за популярными актами анбоксинга (100 000 просмотров и больше), так и за почти никем незамеченными (до 1000 зрителей). Выяснилось, что самые низкие рейтинги у роликов, в которых показан автор видео. Этот очевидный факт психолог объясняет тем, что основной мотив зрителей анбоксинга — полная идентификация с автором и разделение всех его эмоций. Поэтому, если вскрытие осуществляет кто-то еще, интерес к анбоксингу, естественно, слабеет.

ЖЕНСКИЙ СПОРТ

Девушки охотно вскрывают коробки с веб-камерами и планшетниками, но главные девичьи радости — тушь и туфли. Женский анбоксинг честнее. Девушки показывают себя. Камера не утыкается в стол, а выбирает максимальный угол обзора. В центре — героиня в макияже. У дальней стены сложены плюшевые игрушки, сбоку виден шкафчик с расставленными куклами, сверху торчит нарядный абажур. Предмет анбоксинга лежит где-то на коленях и в кадр попадает эпизодически. После просмотра такого ролика обычно гораздо больше можно сказать о девушке, чем об обновке. Вот брюнетка с косой челкой (очень симпатичная) неумело ковыряет ножом коробку с наушниками. Потом она вставит их в уши и пожмет плечами: звук как звук. Вот студентка в пестром шарфе получила первую пару TOMS Shoes. Три минуты она говорит, что давно хотела именно эту обувь, а потом быстро показывает какой-то тапок: «Я выбрала серые!»

Женский анбоксинг эмоционален: если мужчины пытаются шутить или анализировать, то девушки просто счастливо визжат. Вот именинница разбирает подарки: помаду пробует на руке, туалетную воду нюхает, а открыв очередной пакетик, вдруг вскидывает руки: «О Боже!» — ей презентовали любимый крем.

Сатиру на женский анбоксинг делает онлайн-канал Geek Girl TV: шестнадцать минут девица подкрашивает глаза, заплетает косы и сплетничает о подругах — оказывается, это был анбоксинг плеера.

«Это ненатуральные и неискренние эмоции, характерные для эпохи интернета, — объясняет Ирина Баранова. — Сидя у экранов, люди разучились по-настоящему чувствовать и переживать. Жить стало пресно, скучно. Поэтому они пробуют себя раскачать, что-то ощутить. Придумывают механизмы, с помощью которых можно включить в свою жизнь других людей». Кому нужна суррогатная форма общения? Тем, кто редко выбирается за пределы квартиры и офиса, а получать эмоциональный отклик от окружающих привык в онлайне. То есть очень многим из нас.

ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ

«Анбоксерам не хватает удовольствия, — считает Ирина Баранова. — Купив новую вещь, они, конечно, чувствуют эмоциональный подъем, но подъем очень слабый. Удовольствие можно усилить за счет совершения прилюдных действий». Анбоксер получает радость не от самой покупки, а от сотен и тысяч наблюдающих за ним глаз: ему сопереживают, завидуют.

Стеснительный чернобровый мальчик в очках включает камеру и тихо поет: «С днем рожденья меня!» «Да-да, поздравляем! Ты давай, открывай!» — пишут ему в чате: за онлайн-трансляцией анбоксинга его подарков на live.pirillo.com наблюдают 1500 человек. Мальчик возится с большим конструктором LEGO, перебирает пакеты с деталями, листает инструкцию. Чем дальше, тем сильнее он оживляется. Начинает смеяться, шутить. «Ему собирать часа три. Я за чаем…» — прикидывает один наблюдатель. «Поставь рекорд, парень!» — подбадривает другой. Всем радостно. Все в ажитации. Кажется, что день рождения сегодня у всех. « Этоконфуцианская фишка, — объясняет Алина Моисеева. — Ты начинаешь вы полнять ритуал, а потом постеленно к тебе приходят истинные чувства, которые с этим ритуалом связаны». И для мальчика, и для зрителей анбоксинг — это попытка вызвать недополученные в детстве ощущения радости. «Это эрзац, который не приведет к настоящим эмоциям: внутренняя проблема не будет решена — и психотерапии, увы, не получится», — заключает психолог.

Еще в видеозаписи можно, как в банке, законсервировать переживания. Пересмотрев собственный ролик полгода спустя, анбоксер снова испытает нетерпение, покалывание в пальцах и, наконец, вспомнит первый яркий контакт с дорогой ему вещью.

Но у прилюдной распаковки бывают и другие мотивы.

«Анбоксер может наслаждаться деструкцией, нарушением целостности, — предполагает Алина Моисеева. — Тогда это социально приемлемый способ выражения агрессивных эмоций». В нарушении идеальной коробки есть сексуальный подтекст: анбоксер как бы осуществляет дефлорацию. Не случайно девушки анбоксеры используют интимные эпитеты: «Очень эротичный» — о корпусе пульта, «Я так хочу его!» — об iPad. «Открытие нового приобретения и вообще ситуация шопинга связаны с сексуальной энергией, — объясняет Ирина Баранова. — Анбоксинг — это возведение собственного наслаждения в культ». «Напрашивается определение «фетишизм», — добавляет психолог и коуч Анна Панкратова. — Для чег о нужен фетиш? Его наполняют разными фантазиями, мечтами… Фактически перед камерой происходит первичный контакт с волшебным вожделенным предметом. В анбоксинге за этим наблюдают незнакомые люди. А это уже эксгибиционизм!»

Анбоксер не просто просвещает других, мол, смотрите, что внутри ларчика. Он как бы возвышается над зрителями, ведь стал обладателем того, о чем остальные только мечтают. «Не находя ценности в себе самом, человек ищет ее вовне, — комментирует Алина Моисеева. — Например, в предметах, признанных другими как хорошие и желанные. Завладев таким предметом, анбоксер переносит на себя его свойства». Ты распаковала дорогой телефон? Значи-теперь ты тоже хороша и желанна. Правда, пользователи не очень-то любят выскочек. Ролики, в которых появляется лицо анбоксера, в 5-10 раз менее популярны, чем анонимные.

МАНУАЛ ЖЕЛАНИЯ

В анбоксинге есть и рациональное зерно. «Просматривая видео перед покупкой нового гаджета, люди пытаются узнать, что именно они получат, какую комплектность, — рассуждае Анна Панкратова. — Смущае одно: зачем такие подробности? Ведь с распаковкой может справиться каждый и без инструкций. Поэтому, на мой взгляд, этот процесс больше всего напоминает первый половой контакт. И что важно — с гаджетом его совершить проще. Накопил, купил и получай удовольствие».

Анбоксинг превращается в консьюмерскую порнографию, в которой одни демонстрируют другим самое личное, что только бывает — свои истинные желания. Это часто обыгрывается в пародийных роликах. Например, распаковав новый компьютер, толстячок несет его в спальню, кладет на кровать, начинает лобызать — и многозначительно задувает свечу.

РАД ЗА СЕБЯ

Есть и популярная теория заговора: анбоксинг придумали производители техники, чтобы стимулировать спрос. Качественных видео действительно много. Есть и откровенно рекламные.

Компания Apple любой свой продукт делает не вещью, а одушевленным объектом: спутником и компаньоном. Не потому ли самые популярные у зрителей анбоксы — вскрытия iPhone и iPad? Один сотовый телефон рекламировал псевдо-документальный репортаж. Из черной коробки выбиралась ватага миниатюрных человечков — оркестр, гимнастки, конники, — но анбоксер нетерпеливо отмахивался от них, ему нужен был только телефон.

«Анбоксинг мог стать дешевой и эффективной рекламой, — подтверждает Анна Панкратова. — Оригинальной и чувственной. Но, судя по всему, анбоксинг — вовсе не инструмент продаж. Какая бы компания захотела, чтобы ее продукт распаковывал, например, мужик с противным голосом и неухоженными руками? Apple отдаст iPhone 4G на растерзание прыщавому пареньку? Вряд ли!»

В обществе потребления анбоксинг — это новый способ общения людей. Интернет-вариант предложения «Третьим будешь?». Ты купила туфли, но не можешь ни порадоваться, ни похвастаться? Тогда все просто: жмешь на «запись», отправляешь видео на YouTube и обновляешь страницу, пока не появится первый отзыв: «Круто! А вот смотри, что нашла я…» Важно открыться, а не открыть.

Отзывов (39) на «Анбоксинг или Открытый Показ»

  1. Фух, вот это да! Никогда бы не догадалась, что такое действие, как извлечение покупки из коробки может так нравиться другим людям. М-да, даже название мудреное придумали «анбоксинг».
    С моей точки зрения, это просто смешно, но если людям нравится, то почему бы и нет)

  2. Интересно. И жутко — реальная жизнь отодвигается и всё заменяется суррогатом. У нас так живёт один знакомый молодой человек. Бррр…

  3. SLT-A65:

    Эта статья дает свет, в котором мы можем наблюдать реальность. Ъ